Как будет выглядеть надземный экспресс и сколько конкретно будет стоить, определят в начале 2009 года. Населению же проект строительства будущего рельсового общественного транспорта покажут в 2007 - на публичных слушаниях. То, что народу понравится — сомнений у власти нет. (!!??)

Первая линия нового вида городского пассажирского транспорта начнётся с двух сторон: в районе Стрельны и строящейся сейчас «Балтийской жемчужины», а закончится возле станции метро «Обухово». Надземный экспресс пройдёт по территории шести районов : Петродворцового, Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского и Невского. Планируется связать две пригородные станции железной дороги и три существующие линии метрополитена. У надземки будет шестнадцать станций, среднее расстояние между которыми - 1,5 километра. Как сообщил председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов, самый короткий переезд — 800 метров. «Мы изначально исходили из расчётов средней скорости нового рельсового транспорта — примерно 34 км/час. Для сравнения, средняя скорость поезда метрополитена — 35 км/час», - заявил Соколов.

Проект, разработанный по заказу правительства Санкт-Петербурга, был несколько видоизменён со дня его последнего рассмотрения. Изначально, например, планировалось провести ветку экспресса через метро и, по совместительству, железнодорожную станцию «Купчино», однако, сейчас от этой идеи отказались из-за экономической нецелесообразности.

Дело в том, что 70% новой дороги будет проложено, в буквальном смысле, по воздуху. То есть, на всём протяжении будут построены эстакады, по которым будут проноситься высокоскоростные трамваи. Для их установки по всей линии будут переноситься сети. принадлежащие «ТГК», «Северо-Западному Телекому» и даже высоковольтные воздушные линии ЛАЭС, которые идут от подстанции «Западная». В районе Купчино проектировщики «наткнулись» на газопровод. Менять его «русло» - очень дорогостоящее занятие, поэтому было решено изменить направление пути. «Кроме того, мы приняли во внимание перспективу строительства станции метро «Казаковская», которая должна быть открыта в том же районе», - пояснил Соколов.

К 2015 году запланирован объём пассажирских перевозок в 55 миллионов человек в год, а стоимость проезда в «надземном трамвае» будет приравнена к другим видам общественного транспорта. На строительство, по предварительным данным, будет затрачено около 29 миллиардов рублей (в эту сумму включен и перенос сетей), на закупку подвижного состава планируется израсходовать 4,5 миллиарда рублей. Половину затрат возьмёт на себя город, вторую половину - инвесторы. По подсчётам комитета по инвестициям и стратегическим проектам, за 30 лет реализации программы будет потрачено в среднем 46 миллиардов рублей.

В качестве возможных поставщиков подвижного состава рассматриваются зарубежные компании — Siemens, Bombardier, Alstom Ansaldo и ещё несколько ведущих мировых производителей. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко высказала своё предложение по обеспечению города трамваями: «Что это мы всё за границей покупаем? Неужели, в нашей стране нельзя начать производство своих подвижных составов? Взять, допустим, один Bombardier, разобрать его, изучить и собрать точно такой же!» Однако тут же пояснила, что она имела ввиду — создавать совместное производство скоростных трамваев на территории России, чтобы не переплачивать за растаможку и транспортировку трамваев. Член совета директоров компании «Трансмашхолдинг», присутствовавший на совещании, рассказал градоначальнице, что в данный момент такие варианты рассматриваются, однако, по всей видимости, зарубежным производителям такой подход к решению проблем невыгоден.

Глава Красносельского района Вячеслав Фролов, просмотрев новую схему проекта, высказал сомнение, одобрят ли его горожане, проживающие на проспекте Ветеранов. «А нельзя его пустить по земле, по разделительной полосе на дороге?» - спросил Фролов. Председатель комитета — заказчика работ пояснил, что слишком много сетей придётся переносить.

Губернатор посоветовала определяться не только со стоимостью, но и с пожеланиями жителей. Уже в декабре, после того, как будет объявлено о начале конкурса на строительство надземного экспресса, во всех шести районах пройдут общественные слушания, результаты которых, по заверению Валентины Матвиенко, обязательно будут учитываться. «Вы ещё учтите тот факт, что не все земли принадлежат городу, некоторые, наверняка, в частных руках, а те иногда такие цены заламывают, что начинаешь сомневаться — есть у людей совесть или нет?» - посетовала градоначальница.

Начало конкурса будет объявлено уже 18 декабря: после того, как проект утвердят во всех городских комитетах, должно быть выпущено соответствующее постановление правительства. 7 мая прекратится подача заявок на участие, 27 мая определятся 5 лидеров, которые будут участвовать в дальнейшей конкурсной гонке и только к 20 января будет утверждён окончательный проект, после чего и начнутся работы. Губернатору Петербурга показались подозрительными столь длительные сроки реализации проекта. Однако,чиновники и бизнесмены опять же сослались на экономическую целесообразность. «У вас, я смотрю, в технических консультантах Всемирный банк. Ну, консультируйтесь! Куда там нам, простым губернаторам, до Всемирного банка!» - заявила Валентина Матвиенко, что могло означать, что проект будет в скором времени утверждён.

Александр Фролов,
Фонтанка.ру